Подбросьте до мечты

Автостоп и вот это вот всё

Если кто-то говорит, что тебе нельзя отправиться в путешествие автостопом, потому что тебе всего 17 лет, не верь. Тёма Волков из Северодвинска (Архангельская область) летом решил, что было бы неплохо доехать до Владивостока. Но денег не было. Выход нашёлся простой – автостоп. Тёма поговорил с родителями, собрал рюкзак и пошёл ловить машину. Мы публикуем отрывки из дневника путешествия

01 / 29
День первый

​Северодвинск — Вологда

Время для выезда из города я выбрал не совсем удачное — 7:20. Люди ехали на завод и смотрели на меня с моим миниатюрным рюкзаком на 75 литров. Дойдя до удобного места для стопа, начал ловить попутку. Ждать пришлось недолго, так как внимание привлекала самодельная табличка, которую мы сделали. На ней мы написали «Доброе утро», и нам не раз улыбались, показывали большой палец, поддерживая.
02 / 29
День третий

Я вновь остался с трассой наедине. Закинув адрес Лёши (у него я планировал остановится) в Google Карты, я побрёл к нему. Проходя промышленные зоны Кирова, я чувствовал атмосферу моногорода. Деревянные дома на переднем плане, а на горизонте огромный завод с множеством дымящих труб. Пройдя семь километров, я дошел до пункта прибытия. Время 16:00. Я проснулся (неудачная пародия на мультик «Лунтик»). УРА! Мы вышли из дома. Первым местом, которое решил мне показать Леша был овраг, в которым расположены поющие фонтаны. Потом мы просто прошлись по центральным улицам города, заходя в различные парки. Второе место, которое мы очень внимательно изучили, был парк «Аполло». Там мы посмотрели выставку работ кировских фотографов. Сфотографировались с граффити, которые были нарисованы во всю стену.
03 / 29
Покатались на бетонных жирафах, а я как истинный руфер на одного даже залез. Киров — город на семи холмах, соответственно ,приходилось много подниматься и спускаться. Пройдясь ещё немного по городу, мы поехали домой, купив по пути четыре упаковки зелёного лука и пачку сметаны. Уже в 23:30 мы сидели на кухне и мерились кулинарными талантами. Поев толчёного лука, мы отправились спать. Так и закончился третий день моего путешествия. фото из личного архива Тёмы Волкова
04 / 29
День четвёртый.

Около трех часов мы вышли на остановку, на автобусе доехали до «Филейки» (цитадель гопоты). Там была наша цель — трамплины. Место оказалось не заброшкой, как я предполагал, там отдыхали люди: загорали, катались на самокатах и роликовых лыжах и просто сидели на лавочках. Мы поползли на трамплин, строение явно не отличалось своей надежностью, потому что сделано было из дерева. Поднимались минут пять.
05 / 29
Затруднений никаких не было. Было понятно, что сюда мог забраться каждый кировский и не кировский школьник, такие выводы мы сделали из-за наскальной живописи на «смотровой площадке» трамплина. фото из личного архива Тёмы Волкова
06 / 29
День шестой.
Проснулись мы рано утром. Позавтракали. Меня так же довезли до выезда из города. Там я почти сразу поймал машину. Водитель сказал, что довезёт меня только на 30 км в сторону Екатеринбурга. После меня подобрал мужик, который рассказал мне про местные достопримечательности и про историю своего края. Про монастырь, который находится на горе. По легенде, его построили монахи, которые вручную таскали кирпичи в гору, куда даже сейчас не заехать на внедорожнике. С ним мы попрощались в замечательном месте Кунгур. Там мне очень понравилось, доброжелательный народ показал местный обычай (его нельзя рассказывать публично). Потом мне стало грустно, и я оказался в Екб. Уже без связи мне было трудно найти адрес кауча (Аня), но я всё-таки добрался до неё живым. Там меня напоили чаем, и я лег спать, ибо за день я очень устал и расстроился.
07 / 29
День девятый.
Приехав ночью в Новосибирск, я сразу же лёг спать, так как не спал я полтора дня, а дома у друзей меня ждала мягкая кроватка. Будить меня не торопились, поэтому спал я, сколько душе угодно.

Только в столице Сибири я воочию увидел, как надо праздновать день Ивана Купалы. Выглядело это как жалкая пародия дня ВДВ (2 августа). Народ, в основном молодежь, залезал в фонтаны и обливал всех *ИЗУМРУДНО ЧИСТОЙ ВОДОЙ*. Конечно, если вам удалось пройти фонтан и скопление юных Посейдонов, и вы думаете: «Всё, вот она безопасность,» вы глубоко ошибаетесь. Все водители также вооружились водными пистолетами и различными распылителями воды.

На Новосибирск я делал очень большие ставки в надежде получить эмоции из разряда ВАУ, но ничего такого не произошло. Город-миллионник стал для меня просто городом. Там я лишь отдыхал и набирался сил для дальнейшей дороги. Все шесть дней в Новосибирске я, грубо говоря, играл в игру «покажите мне тюленя».
08 / 29
День 16
Я чувствовал себя неважно, поэтому проснулся ближе к 12. Попил чай и сразу же побежал осматривать Красноярск. Куда идти я не знал и поэтому доверился интуиции. Вышел на набережную и решил пройти её всю. Там стояла объемная надпись «Красноярск 2019». Лестница была раскрашена в некий рисунок, который появлялся под определённым углом. На Площади мира, был музей и очень странный фонтан. Я минуты три не мог понять, что это такое, и только после подсказки прохожего мне стало всё ясно. Дворик у Площади мира был очень интересный, там были размещены различные арт-объекты. Я даже застал тот момент, когда ребята строили следующий шедевр.
Красноярск вызывал у меня очень приятные чувства. По нему хотелось гулять. Прошёл полностью три параллельные улицы: Карла Маркса, Ленина, Мира. Потом свернул в центральный парк, через него я вновь попал на набережную, но уже с другой стороны. Отправился на часовню, которая находилось на возвышенности на другом конце города. На центральном рынке узнал, как можно попасть на тот холм. Приехав домой, я почти сразу лег спать, так как завтра меня ждали Красноярские столбы.
09 / 29
День 17
Меня уже ждали Столбы. Утром я сел на автобус, который довёз мня до турбазы. Затем полтора часа дороги в гору. Идя по тропе, я встретил белку и кучу бурундуков, которые абсолютно не боялись людей. В ручьях я набирал себе воды, так как было жарко и заканчивалась она быстро. Пройдя тропу, я выбрался на спортивную площадку, где люди развлекали себя как могли: сидели на качелях, ходили по бревнам и по тросам. Я, не тратя время на передышку, сразу же отправился на первый столб. Какое восхищение я испытал, когда увидел эти величественные природные сооружения. У меня не могло уложиться в голове, как это всё появилось. Я искал место, где можно будет начать восхождение на первый столб. Подошел к месту, где слезали люди. Сверху я увидел женщину, которая предложила мне помощь; Татьяна она стала моим гидом и помощником на этот день. На самом деле не представляю, как бы я искал подъёмы и спуски без нее. Татьяна с легкостью забиралась там, куда я даже боялся смотреть. Сначала меня трясло. Я привыкал к столбам. Татьяна объясняла мне, как и куда лучше идти, одновременно рассказывая истории из своей жизни. Оказалось, она занимается этим уже очень давно.
10 / 29
Мы поднялись на первый столб. Ух, я не думал, что это будет так круто! Пока я фотографировал, Татьяна пошла на более трудный залаз по отвесной стене на этот же столб. Договорившись идти к «буханкам» и камню желаний, мы начали спускаться. Но прежде чем это сделать, меня посвятили в столбисты. Ты становишься лицом к скале, облокотившись передней частью тела. По пятой точке тебя бьют скальником (специальная обувь для скалолазов). Количество ударов равняется дате сегодняшнего дня (меня ударяли 14 раз). После каждого удара нужно говорить «спасибо». Пройдя посвящение, мы спустились к камню желаний. Чтобы загадать желание, нужно проползти через расщелину в камне. Дело сделано. Мы спустились на несколько метров ниже. Там находился парк, а в нем родник, до которого не каждому удается добраться. Мне удалось. Набрав холодной воды, мы начали спускаться.
Впереди нас ждал второй столб. Спрятав вещи внизу, мы отправились покорять второе чудо Национального парка. Подниматься на него оказалось гораздо труднее, чем на первый. Славу богу, со мной был опытный столбист! Я содрал кожу на руках, коленках и локтях, но это не страшно. На вершине мы встретили альпинистов из Германии. Полежали на вершине второго столба. Татьяна рассказывала, как называется тот или иной ход. Было очень интересно! Когда мы спустились, я почувствовал облегчение, что я жив и что у меня все-таки получилось покорить это чудо природы. Наверное, посвящение в столбисты не прошло даром
11 / 29
Отправляемся на столб «Дед». Это один из самых низких столбов, но трудный в психологическом плане. Он тоже не остался не покоренным. Ура, на счету уже три столба. Идём дальше на столб «Перья». Потом четвертый столб, за ним третий. Очень насыщенный день! Восемь часов на столбах пролетели незаметно. Я узнал очень много о таком прекрасном месте, а главное, завел нового знакомого уже в новом городе. Приехав домой без сил, я написал обзоры и лег спать. Завтра снова в дорогу фото из личного архива Тёмы Волкова
12 / 29
День 19.
Из воспоминаний.
Мы подъезжали к Иркутску; я не мог поверить, что половина пути уже пройдена. Я созвонился с ребятами, которые должны были меня принять, и они предложили сходить в поход на берег Байкала. Я, конечно, не отказался. Нас собралось 11 человек. Все мы сели в одну маршрутку и отправились в Листвянку. По дороге ребята задавали различные вопросы про мой трип. Мы обменивались историями, во время того как в окне микроавтобуса открывался замечательный вид. Я много раз спрашивал: «Вон там, это Байкал?» Ребята отвечали мне: «Ещё нет». Я не знал, чего ожидать от Байкала, так как от вида одной Ангары меня уже бросало в дрожь. Вот мы подъехали в то место, где видно Байкал. Действительно, это не озеро, а море какое-то. Волны, приятный ветер, который обдувает тебя, чайки и пляж. Вот каким предстал передо мной Байкал в первые минуты.
13 / 29
День 21.
Идя по улицам Иркутска, я учил Ю Тана (моего нового знакомого) русским словам (не матам). Научил играть в игру камень ножницы бумага. Ю Тан же учил меня китайским словам. Мы сели на маршрутку до пригорода, чтобы там выйти на трассу.
Доехав до трассы, мы пошли на заправку, там нас ждала наша первая машина, она провезла нас 25 км. По лицу Ю Тана было видно, что он малость в шоке. Вышли из машины, стопим уже минут 10. Ю Тан не стопил большие машины, так как думал, что они останавливаться не будут. Угадайте, что произошло после его слов? Правильно, я поймал грузовик. На Лице Ю Тана был восторг. Когда мы садились в машину, он всегда представлялся на русском языке, и говорил из какого он города. Всех водителей без исключения это очень забавляло. Мы очень много фотографировались с ним. Ю Тану очень нравились пейзажи, которые открывались пред нами, поля и животные, гуляющие по ним. Едем по трассе и вот она - отворотка на остров Ольхон, правда, ехать еще почти 200 км
14 / 29
Ю Тан увидел поля, где рос Иван-чай. Для него это была экзотика. Как ни странно, нас подобрали первыми, мужчина вез продукты в Ельцы - поселение вблизи Ольхона. Места в машине почти не было, но мы все-таки уговорили его нас подвезти. Мы ехали не быстро, пейзажи сменялись незаметно. Поля ушли на второй план, теперь мы видели горы, величественные горы. Мы проезжали по маленьким мостам, под которыми текли быстрые и чистые горные реки. Водитель рассказал нам много историй, связанных с Байкалом, его правила. Нас высадили в деревушке, которую окружали горы.
На русском языке «Ельцы» означает «чаша». И правда, деревня, словно чаша, а кромки чаши - это горные хребты. Дальше нас подвезли прямо до переправы. Ехали мы по разбитым дорогам, и трясло нас неслабо. На переправе мы решили покушать позы (национальное блюдо). Вкусно поужинав, мы отправились на переправу. Там мы встретили ребят из микроавтобуса. Кирилл и Наташа все-таки догнали нас
15 / 29
День 22

Первое утро на острове Ольхон. Спал я очень хорошо, изредка просыпаясь от шума волн на берегу Байкала. Проснулись с Ю Таном мы около восьми часов утра. Так как ребята ещё спали, мы отправились исследовать местность без них
16 / 29
Мы с Ю Таном хотели сползать ещё на одну гору вблизи переправы. Ребят отправили стопить, а сами отправились в гору. Идти было тяжело, так как вес рюкзака за спиной давал о себе знать. Когда мы поднялись на гору, перед нами открылся чудесный вид. Также под ногами было очень много пирамид. По местной легенде, если построишь такое сооружение и загадаешь желание, оно обязательно сбудется. фото из личного архива Тёмы Волкова
17 / 29
Мы начали думать, где же разбить лагерь. Решили, что это будет песчаный пляж, с права от которого был высокий холм, слева - береговая линия, сзади - лесок уходящий вверх, ну а спереди - величественный Байкал. Собрали хвороста. Уже было темно. Нашем очагом стал закопанный в песок пень. Разожгли костёр и поставили палатки. Отправились греться к нашему огню. Слушали песни Alai Oli, было очень лампово. Приготовили себе наивкуснейший ужин и отправились спать. Ночевали мы в отеле миллион звёзд под названием «Природа» фото из личного архива Тёмы Волкова
18 / 29
День 23

Мы увидели остров в совершенно другом ракурсе.
Это была возвышенность, с которой открывался превосходный вид. Там была и пещера, и обрывистые скалы, и растения, которые кое как пытались выжить при постоянных ветрах и отсутствии плодородной почвы. Очень часто мы замечали либо памятную доску, либо надгробие на каждом из холмов. Понять, почему они были именно здесь, нам так и не удалось. Солнце шпарило так, что все мы успели обгореть.
19 / 29
Уезжать с острова было грустно, и мы решили обязательно вернуться сюда когда-нибудь фото из личного архива Тёмы Волкова
20 / 29
День 24

Машину поймал сразу, меня довезли на сто километров, дальше водитель отворачивал в родную деревню. Мы попрощались. Начал покрапывать дождик. Он шел до утра следующего дня. Серпантин. Спуск 10 км вниз, машину не остановить, ибо места просто нет. Я дошел до поселения Култук. Там поел омуля горячего копчения. От дождя спасал лишь мой надежный синенький дождевик. Кое-как застопил легковушку на сто километров. Заметил закономерность: чем восточнее едешь, тем хуже подбирают. Я боялся представить, что будет на пункте Чита-Хабаровск, но до этого далеко. Доехал до Улан-Удэ в ночь на фуре. Застопил машину до вокзала, там начал искать место, где можно перекантоваться. Вписок и каучсерферов в этих краях найти очень трудно. Так как дорога меня измотала, я решил отправиться в хостел
21 / 29
День 25
Проснулся я в два часа дня, так как лег в пятом часу. Был тот человек, с которым очень хотелось пообщаться в скайпе, но из-за разного времени делать это можно было только ночью.
Решив посвятить день написанию обзоров, я принялся за дело.
22 / 29
В шесть часов вечера отправился в Иволгинский Дацан. Спросив у прохожего, как доехать до него, я попал на целую экскурсию по городу. Вышел в поселке Иволгинское, прошел скопление таксистов, которые только за счет этого и живут, что возят туристов в храм. Я решил так, либо иду пешком, либо ловлю попутку. Машина остановилась сама, меня подобрал очень клёвый мужик. Бывает вот, когда людям идет борода, он был именно из таких людей. В храме мне рассказали всё-всё-всё, провели экскурсию и дали ночлег. фото из личного архива Тёмы Волкова
23 / 29
24 / 29
День 27

Проснувшись, я уже был рад, что на мне не было тараканов. Как можно скорее я постарался удалиться из квартиры. Приехали на квартиру к Лёше ( у него я должен был ночевать). Там я помылся, мы вкусно поели. встречи, Меня уже ждала Алина ( знакомая, с которой мы должны были поехать в горы). Она подарила мне читинский лимонад, и мы отправились в дорогу. Ехали на маршрутке минут 15-20, потом шли примерно столько же. Река и скалы. Пейзаж становится все интереснее. Вот мы поползли на верх.
25 / 29
Мне чем-то напомнило это Красноярские столбы, я сразу же начал вспоминать советы Татьяны. Все отлично получалось. фото из личного архива Тёмы Волкова
26 / 29
Поседели наверху, почитали стихи, поели и попили чая. Проползали мы там уже около двух часов, начали спускаться. Выбрали не самый простой маршрут и спускались минут 20. Меня забрал Лёха. Мы поехали на вписку к байкерами. Мы приехали в закрытое кафе на окраине города, выглядело оно здорово, мы постучались. Нас спросили кто мы, ибо пускают тут не всех. Как только мы зашли, нам предложили пиво и молоко. Выпил огромный бокал молока с печеньем и мармеладом абсолютно бесплатно. Через несколько минут выпил ещё один стакан молока, оно было очень вкусное. Получив бесплатное место для ночлега, я отправился спать. Заснул я под истории, которые мотоциклисты рассказывали друг другу. фото из личного архива Тёмы Волкова
27 / 29
День 29

Наконец-то я вышел из этой газельки. Я был рад пройти километр-другой, так как два дня просто сидел. Решил ехать в Благовещенск, до него мне было 300км. Времени 16:00. Макс (чувак с Архангельска) меня уже ждал. Иду вдоль трассы, машин очень мало. Кое-как мне удается поймать машину до отворотки на поселение Свободное, через которое можно было попасть в Благовещенск. Меня провезли чуть больше 130 км. Там я ушел на ветвь в сторону Благовещенска. В планах было поймать машину до Свободного, а потом до Благовещенска. Но о, чудо! Машина до Благовещенска! Уже вечером я был в городе на границе с Китаем, где цивилизации была по ту сторону реки. За мной приехали на машине, хоть и идти мне было немного. Приехали к Максу, меня накормили вкусным ужином, я попил вкусный кофе. Пообщавшись, мы легли спать.
28 / 29
Благовещенск фото из личного архива Тёмы Волкова
29 / 29
Благовещенск, прощай! До трассы 150 км. Доехал до нее быстро, на трех легковушках. В последней ехал на своем рюкзаке, ибо задних сидений там не было. Погода была ужасной, дождь сменялся еще более сильным дождем. Доехал до трассы. Дождь лить перестал, но было так влажно, что вещи и без того успешно промокли. Поток машин был настолько мал, что куда-то идти не было никакого желания. Около часа стоял на трассе. Нарушил ПДД, черт бы их побрал. Быдловатая полиция начала расспрашивать, что я здесь забыл и что мне дома не сидится. По ним было видно, что дальше этого поста они не выезжали. Настроение испортилось.
Я уже начал думать, а не напрасно ли это все? Пришлось позвонить близким мне людям и посоветоваться. Стоплю дальше. Поймал фуру прямиком до Владивостока и ехал два дня. Ночевал на второй полке. Ел с водителем из одной кастрюли. Мы много общались. Очень много! Обменялись контактами. Утром 31-го я вышел из фуры.

​Что нужно знать, если собрался путешествовать автостопом, и тебе нет 18:

• Подготовка – это самая важная часть путешествия. Маршрут нужно продумать заранее, провести не один час за Google Картами, изучить местность, трассы, автобусные маршруты;

• Заранее позаботься о жилье в каждом городе, в котором планируешь остановиться. Можно воспользоваться Couchsurfing. Но не всегда будет куча желающих приютить тебя. В этом случае, ищи недорогой хостел. Но ночлег найти нужно обязательно. Помни, что ты несовершеннолетний, поэтому попадаешь под действие закона о комендантском часе;

• Какие бы чувства ты не испытывал к системе образования, в школу ходить ты обязан. Поэтому для своего путешествия выбирай время каникул. Так избавишь себя и своих родителей от кучи проблем;

• Подумай о деньгах. Даже самые опытные автостопщики всегда берут в дорогу какую-то сумму. Никто не застрахован от неприятностей, например, порванный рюкзак или потерянный свитер. Но не трать деньги попусту, даже, когда очень сильно хочется;

• Кинь на дно рюкзака старый выключенный, но заряженный мобильник с действующей симкой. Так ты всегда сможешь воспользоваться СОС-сигналом, или позвонить маме, чтобы не волновалась.
  • Собери аптечку. Только самое нужное: пластыри, дезинфицирующие салфетки, обезболивающее, жаропонижающее, таблетки от аллергии, от отравлений и от кашля (можно леденцы)
  • ДЕВОЧКАМ ЕЗДИТЬ АВТОСТОПОМ ОПАСНО! Если очень хочется и родители не против, уговаривай своего парня или лучшего друга (НЕ подругу) поехать с тобой, да и мальчишкам безопаснее передвигаться компанией.
  • Рано или поздно ты столкнёшься с тем, что за несколько часов не остановится ни одна машина. Ты начнёшь выходить из себя. Поэтому запасись терпением и жди. Не стой на месте, иди пешком – преодолеешь хоть какое-то расстояние, пока не поймаешь машину;

• Не все водители готовы тебе помочь просто по доброте душевной. Кто-то может попросить что-то взамен, например, снаряжение. Не ведись, жди более отзывчивых водителей;

• Сегодня тебя будут одаривать пирожками в дорогу, а завтра ты, может быть, за день ничего не съешь. (См. пункт про деньги);

• Приготовься к тому, что тебе придётся общаться с огромным количеством людей. Будь открытым и приветливым. Люди будут готовы помочь тебе только, если ты будешь к ним внимателен (тут главное не переборщить). Тебя ожидают часы бесед с водителями, прохожими, людьми, у которых ты остановишься. Слушай внимательно – иногда они говорят отличные вещи;

• Тебе будут помогать искренне, поэтому будь благодарен. Отдавай что-то взамен, материальное или нет, неважно. Главное, от чистого сердца;

• Не нарушай ПДД. Не стоит лишний раз привлекать к себе внимание сотрудников полиции. Скорее всего, они тебя не задержат (если ты не нарушил закон, и это не ночь), но будут задавать кучу вопросов;

• Следуй маршруту, не выбивайся из графика. Как бы тебе не хотелось остаться где-то еще на денёк-другой, не делай этого. Так можно перечеркнуть весь план;